МЕДИОЛАНСКИЕ СОБОРЫ
Том XLIV, С. 445-447
опубликовано: 26 мая 2021г.

МЕДИОЛАНСКИЕ СОБОРЫ

Содержание

(IV-V вв.), церковные поместные Соборы, проходившие в г. Медиолане (ныне Милан).

346 г.

После принятия свт. Афанасия I Великого в общение с Римской Церковью (на Римском Соборе 340 г.) окончательно оформился раскол зап. омоусиан (сторонников Вселенского I Собора) и вост. противников никейского учения о единосущии (в результате противостояния вост. и зап. епископов на Антиохийском Соборе 341 г. и Сардикийском Соборе 343 г.). Для достижения канонического мира и догматического единомыслия имп. Констанций II (сторонник арианства) принял решение вмешаться в церковные дела, ослабить влияние Римских епископов, а также последователей никейского вероучения. В последнем он видел опасность возрождения монархианского динамизма (см. Монархианство), проявившегося в богословии еп. Фотина Сирмийского (ученика еп. Маркелла Анкирского). По мнению Ш. Пьетри, М. С. 346 г. был созван с целью примирения Римского еп. Юлия I с вост. епископами в лице Евдоксия Германикийского, Македония Мопсуестийского и Мартирия, предлагавших еп. Юлию мир на основании 4-й Антиохийской формулы, в к-рой обходился молчанием вопрос о единосущии Отца и Сына (Pietri. 1976. P. 232). Император лично присутствовал на заседании М. С. 22 июня. Собор осудил еп. Фотина Сирмийского как еретика (Hilar. Pict. Fragm. hist. 2 // PL. 10. Col. 645).

348 г.

Собор в присутствии имп. Констанция II, низложивший еп. Фотина Сирмийского (Idem. 19 // Ibid. Col. 646). Формальное покаяние перед Собором ариан Урсакия, еп. г. Сингидун (ныне Белград), и Валента, еп. г. Мурса (ныне Осиек, Хорватия) (см. Валент и Урсакий), осужденных правосл. зап. епископами на Сардикийском Соборе 343 г., вероятно, было призвано заслонить собой последовавшую за осуждением еп. Фотина компрометацию перед вост. епископами никейского омоусианства, выставленного в качестве скрытого модализма (Митрофанов. 2006. С. 123). В результате Собор в еще большей степени выявил проарианскую политику имп. Констанция. В целом М. С. 346-348 гг. стали важным этапом на пути развития конфликта между омоусианами и проариански настроенными епископами, к-рый вылился в открытое противостояние на Соборе 355 г.

355 г.

Имп. Констанций, установив власть над зап. частью Римской империи, пытался приобщить к арианской ереси зап. епископов. Осуществив низложение еп. Фотина, имп. Констанций решил подвергнуть повсеместному осуждению свт. Афанасия Великого вплоть до его анафематствования. Для этого император собрал небольшой Арелатский Собор (353), на котором вынудил присутствующих епископов подписать заочное осуждение свт. Афанасия за нарушение канонической дисциплины. Свт. Либерий, еп. Римский, протестуя против беззаконного осуждения, потребовал созыва нового Собора, к-рый мог бы пересмотреть дело свт. Афанасия (Hilar. Pict. Fragm. hist. 5 // PL. 10. Col. 682-686). С этой целью свт. Либерий направил к императору еп. Луцифера Каралитанского и просил свт. Евсевия Верцелльского присоединиться к этой миссии (Liberius. Ep. ad Eusebium // PL. 8. Col. 1350-1351; ср.: S. Eusebii Vercellensis Opera que supersunt / Ed. V. Bulhart. Turnhout, 1957. P. 119-121. (CCSL; 9)). Имп. Констанций повелел созвать новый Собор в Медиолане, где находилась имп. резиденция. По его замыслу Собор должен был разобрать выдвинутые в адрес свт. Афанасия обвинения в гос. измене и колдовстве. Собор состоялся летом 355 г. Согласно церковным историкам Сократу Схоластику и Созомену, на нем присутствовали более 300 зап. епископов и несколько восточных иерархов (ср. мнение о гораздо меньшем числе участников: Спасский. 1914. С. 340-341). Главными обвинителями свт. Афанасия стали доверенные лица императора епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский. Святители Дионисий Медиоланский и Евсевий Верцелльский, понимая связь обвинения свт. Афанасия с догматической полемикой, предложили прежде всего обсудить вопрос о вере, поскольку часть присутствовавших придерживалась еретических взглядов. Еп. Валент заявил, что речь идет только о канонических нарушениях, допущенных свт. Афанасием, и обвинение не касается догматических споров. Свт. Дионисий не был удовлетворен объяснением Валента и предложил участникам Собора провозгласить Никейский Символ веры, чтобы очиститься от подозрений в сочувствии арианской ереси. Правосл. участники Собора поддержали его предложение, и епископы стали подписывать грамоту с Символом. Это вызвало гнев ариан, и еп. Валент вырвал свиток из рук свт. Дионисия. Действия ариан привели к скандалу, в к-ром народ встал на защиту свт. Дионисия. Заседание было прервано. Узнав о случившемся, император приказал перенести заседания Собора из городской базилики в свою резиденцию. Там епископы были поставлены перед выбором: согласиться с осуждением свт. Афанасия или отправиться в изгнание. Большинство участников пошли на уступки. Однако свт. Дионисий, свт. Евсевий, еп. Луцифер и рим. легаты пресв. Панкратий и диак. Иларий отказались подписать осуждение и были отправлены в ссылку на Восток (Socr. Schol. Hist. eccl. II 36-37; Sozom. Hist. eccl. IV 9; Hilar. Pict. Ad Const. I 8). Через некоторое время свт. Либерий, также отказавшийся поставить подпись под осуждением свт. Афанасия, был отправлен в ссылку во Фракию (Theodoret. Hist. eccl. II 14; Sozom. Hist. eccl. IV 11; Athanas. Alex. Hist. arian. 37-39).

380 г.

Собор по поводу несправедливого обвинения Индиции, девы из Вероны. Единственным источником сведений об этом Соборе служит письмо свт. Амвросия Медиоланского еп. Сиагрию Веронскому (Ambros. Mediol. Ep. 5. 21-22). Некая Индиция, посвященная Богу дева, была обвинена в нарушении обета целомудрия и детоубийстве 3 мирянами: Максимом (ее родственником), Ренатом и Леонтием. Однако на созванный в Медиолане небольшой Собор (conventus) окрестных епископов под председательством свт. Амвросия обвинители не явились, хотя обещали предъявить доказательства. Сама же Индиция, напротив, была представлена с наилучшей стороны ее сослужительницами. Во избежание соблазна в Веронской Церкви свт. Амвросий повелел еп. Сиагрию доверить расследование обвинений своей сестре Марцеллине. В конечном счете Индиция была признана Собором невиновной, а обвинители подвергнуты церковному прещению (Mansi. T. 3. P. 518; Пареди. 1991. С. 225).

390 г.

Собор, рассматривавший вопрос о галльских епископах, примкнувших после казни Присциллиана (385) к Феликсу II, еп. Августы Треверов (ныне Трир), противнику казни, и к партии итациан (последователей еп. Итация, см. Идаций Клар и Итаций), сторонников казни (т. н. фелицианская схизма). Собор не оставил деяний, о его проведении известно из письма свт. Амвросия Медиоланского имп. св. Феодосию I Великому (Ambros. Mediol. Ep. 51. 6).

393 г.

Собор епископов, созванный свт. Амвросием Медиоланским по делу Иовиниана, распространявшего антиаскетические взгляды в Сев. Италии. Источником сведений об этом Соборе является послание его участников Римскому еп. Сирицию (Ibid. 42). Проповедь мон. Иовиниана, отказавшегося от монашеских правил и вернувшегося к условиям мирской жизни (см.: Hieron. Adv. Iovin. I 40; II 21, 36), сводилась к отрицанию различий между брачной и девственной жизнью, к критике учения о грехе первородном и практики постов, а также к обвинению последователей монашеского мировоззрения в манихействе, гнушении плотью. Оппоненты Иовиниана обвиняли его также в отрицании приснодевства Пресв. Богородицы и в том, что он придерживался мнения, согласно которому христиане, возрожденные крещением, если восприняли таинство с полной верой, не могут быть побеждены диаволом. Еще до начала Собора еп. Сириций отправил в Медиолан высокопоставленных легатов пресвитеров Кресцентия, Леопарда и Александра. Собор был очень немногочисленным (не более 10 епископов) и заседал, вероятно, в течение 1 дня. Соборное послание последовательно опровергает взгляды Иовиниана и содержит в краткой форме аскетические воззрения свт. Амвросия Медиоланского, выраженные им в более пространной форме в трактатах «О девах», «О вдовах», «О наставлении деве». В заключении послания перечисляются имена Иовиниана и его сторонников и указывается, что они были изгнаны свт. Амвросием и Собором епископов из города.

451 г.

Собор под председательством свт. Евсевия Медиоланского с целью подтвердить осуждение христологического учения к-польского архим. Евтихия, к-рое незадолго до этого было осуждено свт. Львом I Великим в послании свт. Флавиану К-польскому («Томос к Флавиану»). Сохранилось соборное послание еп. Евсевия папе Льву (Mansi. T. 6. P. 141; рус. пер.: Митрофанов. 2006. С. 444-446). В этом послании, подписанном свт. Евсевием и епископами, сообщается, что на Соборе было зачитано послание свт. Льва Великого св. Авундию, еп. г. Ком (ныне Комо), с просьбой рассмотреть вопрос о ереси Евтихия; затем «Томос к Флавиану», который был единогласно одобрен всеми участниками Собора, осудившими Евтихия и его ересь. Постановления Собора были подтверждены подписями 19 североиталийских епископов или их представителей.

Ист.: Mansi. T. 3, 6.
Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Т. 2; Самуилов В. Н. История арианства на лат. западе. СПб., 1890; Болотов В. В. Либерий, еп. Римский, и Сирмийские Соборы. СПб., 1893; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; Meslin M. Les Ariens d'Occident 335-430. P., 1967; Pietri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade а Sixte III (311-440). R., 1976; Пареди А. Св. Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Митрофанов А. Ю. История церковных Соборов в Италии (IV-V вв.). М., 2006. (МИЦ; 39).
Рубрики
Ключевые слова
См.также